Человеческая алчность и желание сорвать куш побольше не знает границ. Особено это касается исполнителей услуг, к которым мы прибегаем периодически.
Недавно мы решились на ремонт в своей квартире и нашли мастера, который взялся выполнить работу. Саша, мастер-отделочник, фронт работ оценил, показал портфолио, подсчитал смету и всех всё устроило. Вот тут я хочу сделать акцент: «посчитал смету» – это значит замерил рулеткой, нарисовал на полу и стене лекало, рассчитал площадь, прикинул всё и сказал, что такая работа будет стоить Х рублей. Цена была на уровне моего первичного ожидания, то есть я был морально готов отдать за неё 2Х рублей. Но Х, так Х. Вот тебе, Саша, стена, вот гипсокартон, вот неделя, делай.
Я уехал в командировку, мы договорились, что по моему приезду я приму работу и рассчитаюсь. Во время моей поездки он попросил небольшой задаток, у его жены был день рождения. Я обычно на такие вещи не клюю, но моя жена мне сообщала о том, что он делает, работает быстро, пыли мало, за собой убирает. Учитывая, как нелегко Саша нам достался, я выдал ему аванс.
Через неделю работа была выполнена, Саша позвонил мне и попросил рассчитать его полностью. Только сумму он теперь назвал другую. На 30% выше ранее оговоренной. У меня возник вполне логичный вопрос – с какой стати? Саша ответил, что пришлось штукатурить на два раза, чтоб выровнять стены новой конструкции. При первичном подсчете он не знал, что это потребуется. Обычно это не требуется, а тут такое дело…
Вам не кажется, что Саша решил сесть мне на шею и покататься? Мне показалось. Мы оговорили ТОЧНУЮ стоимость работ. И не могло быть больше. Я понимаю, что Саша достался мне нелегко. Впрочем, и я достался Саше непросто, он долго сидел без работы и я ему был подарком судьбы. Но это не значит, что теперь можно из меня вытягивать деньги. Мы ведь договорились? Обычно, когда на мне пытаются покататься, я говорю «всё, приехали, вокзал.» Мы договаривались на одну сумму, я не собирался платить больше. Саша принял мои доводы и получил ту сумму, которую оговаривали ранее. В этот момент я вспомнил, как часто сам попадался на эту удочку – туман в смете. Обещали одно, а потом, по дороге или в конце проекта мне выставляли счет выше по цене. Я вспомнил много историй своих друзей, которые, встретившись с внезапным изменением цены думали, что «раз так произошло, то надо платить». Вспомните сами, как вы посещали автосервис. Забавная ситуация, вы не находите?
Один мой знакомый, после моей истории про Сашу, рассказывал, как он нанял ГАЗельку, которую попросил забрать 800 кг груза на базе. Расчет с водителем должен был произойти по факту и сумму оговорили заранее. Уже в дороге, водитель позвонил ему, и сказал, что « ему погрузили не 800 кг, а 1100, и попросил добавить 300 рублей за допнагрузку». На что получил жесткий отказ:
– Водитель, я просил привезти 800. Или вези лишнее обратно, или работай на тех деньгах, о которых договаривались.
Водитель привез лишние 300 кг бесплатно. Таксисты, автосервисы, клининговые, химчистки, типографии…. Эта хитрая манипуляция разводит нас на чувство долга – человек ведь сделал!
Недавно я заказал себе 100 продуктовых визиток. Типография, с которой работаю постоянно сделала 200. И просила денег по тарифу за 200 штук. И предложила мне их выкупить. Я отказался. Эти визитки типографии было некуда деть, и они предложили мне выкупить за полцены, манипулируя на моей жалости – иначе их придется выкупать сотрудникам типографии. А почему я должен платить за их невнимательность? Опять отказ и я забрал лишние визитки за 25% от их стоимости. А многие ведь покупают, работа то выполнена!